русский язык

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗНАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Подписано цифровой подписью: МБОУ

МБОУ "ЗНАМЕНСКАЯ СОШ" "ЗНАМЕНСКАЯ СОШ"

Дата: 2022.09.07 18:30:22 +07'00'

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
1-4 классы

1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на уровне начального общего образования
научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной
культуры. У них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станет для учеников основой всего
процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих
способностей.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать
адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении
несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и
предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Выпускник на уровне начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме
изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное,
при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический
контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с
разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой),
морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать,
классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения,
простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и
познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие
и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для
упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звуко-буквенный)
разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность
проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
• находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ
самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
• различать изменяемые и неизменяемые слова;
• различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
• находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать
правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
• определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в
настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:
• проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по
предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
• находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с
существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при
глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
• классифицировать
предложения
по
цели
высказывания,
находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения – определения, дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объёме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объёмом 80– 90 слов;

• писать под диктовку тексты объёмом 75– 80 слов в соответствии с изученными правилами
правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать
орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий,
помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на
уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение
слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание,
повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в
тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения
учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами,
условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения,
электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду,
к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том
числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

2. Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи.
Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли
текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для
эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое
овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение
орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов
на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте
информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной
работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии

изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
(подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной
детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин,
просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и
безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и
непарных по твердости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков,
определение парных и непарных по звонкости—глухости согласных звуков. Определение качественной
характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый —
мягкий, парный —непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение, произношение звуков
и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический
разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков.
Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование
небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац). Знание
алфавита: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в словаре значения слова;
определение значения слова в тексте. Осознание словарного богатства русского языка. Различение
однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значения слова: анализ образцов
использования в тексте. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение
однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в слове корня, основы,
окончания, приставки, суффикса. Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов
(однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи.
Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы
«кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором
употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3_му склонению. Морфологический разбор
имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и
падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление
в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Вопросы «что сделать?» и
«что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и
будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование
падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия).
Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по
эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и
второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между
словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с
однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в
предложениях с однородными членами.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных
способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щув положении подударением;
- сочетания чк — чн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имен существительных
(кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имен прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-ом лице единственного числа(пишешь, учишь);
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: где, с кем и с какой целью происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи.
Диалог (спор, беседа). Выражение
собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями: словесный отчет о
выполненной работе; связные высказывания на определенную тему с использованием разных типов речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Выражение и развитие законченной мысли в тексте.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений
и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности,
богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика»): использование в
текстах многозначных слов, синонимов, антонимов.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания учащимися определений):
изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

3. Тематическое планирование
1 класс
№
п/п

Наименование темы

1
2

Букварный период
Послебукварный период

Количество часов,
отводимых на
освоение темы
115ч
50ч
165ч
Итого
2 класс

№
п/п

Наименование темы

1
2
3
4
5
6
7
8

Наша речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова….
Звуки и буквы
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками
Части речи
Повторение

Количество часов,
отводимых на
освоение темы
4ч
5ч
12ч
22ч
34ч
29ч
47
17
170ч
Итого

3 класс
№
п/п

Наименование темы

1
2
3
4
5
6
7

Язык и речь
Текст, предложение, словосочетание
Слово в языке и речи
Состав слова
Правописание частей слова
Части речи
Повторение

Количество часов,
отводимых на
освоение темы
2ч
12ч
20ч
17ч
29ч
76ч
14ч
170ч
Итого

4 класс
№
п/п

Наименование темы

1
2
3

Язык и речь
Текст, предложение, словосочетание
Однородные члены предложения
Простые и сложные предложения
Лексическое значение слова
Состав слова
Части речи
Повторение

4
5
6
7

Количество часов,
отводимых на
освоение темы
2ч
10ч
4ч
4ч
4ч
11ч
121
14ч
170ч
Итого


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».