положение о библиотеке

МБОУ
"ЗНАМЕНСКАЯ
СОШ"

Подписано цифровой
подписью: МБОУ "ЗНАМЕНСКАЯ
СОШ"
Дата: 2022.02.24 13:55:02 +07'00'

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗНАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принято на Совете
МБОУ «Знаменская СОШ»

Утверждено приказом
МБОУ «Знаменская СОШ»
от 05.09.2016 г. №157

Протокол № 04 от 31.08.2016 г.

Директор: __________Т.П. Спивак

ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке
(новая редакция)

с. Знаменка
I. Общие положения
1. Положение о библиотеке МБОУ «Знаменская СОШ» (далее - Положение) разработано на основании Федерального закона Российской Федерации от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения, зарегистрированного Министерством образования Российской Федерации от 23
марта 2004 г № 14 – 51 – 70/13 и устава МБОУ «Знаменская СОШ» (в новой редакции).
2. Библиотека является структурным подразделением МБОУ «Знаменская
СОШ», участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения
права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечным фондом .
3. Цель библиотеки: формирование общей культуры личности учащихся, их
успешная социализация, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
4. Библиотекарь руководствуется в своей деятельности Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации и главы
Республики Хакасия, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Республики Хакасия и главы Боградского района, управления образования администрации Боградского района, Уставом школы, данным положением о библиотеке.
5. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
6. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и
условия их предоставления определяются настоящим положением и Правилами
пользования библиотекой, утвержденными директором школы.
7. МБОУ «Знаменская СОШ» несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
8. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно-гигиеническими требованиями.
II. Основные задачи
2.1 Основными задачами библиотеки являются:
а) обеспечение участников образовательного процесса — учащихся, педагогических работников, родителей (иных законных представителей) учащихся (далее — пользователи) — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд), цифровом
(CD-диски), коммуникативном (компьютер) носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализа-

ции учащегося, развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на различных носителях информации;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки);
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся:
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей ;
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и
навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам
управления образовательным процессом;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) учащихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с ин-

формацией по воспитанию детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для учащихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
4.1. Структура библиотеки включает в себя абонемент, читальный зал, компьютер и многофункциональное устройство.
4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы и планом работы библиотеки.
4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда, не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных
размеров финансирования из бюджета школы.
4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых Учредителем, школа обеспечивает библиотеку:
a) комплектованием библиотечно-информационных ресурсов;
б) служебным и производственным помещением;
в) современной электронно-вычислительной, копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
г) ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки.
4.5. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и
имущества библиотеки.
4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель школы.
4.7. Режим работы библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка МБОУ «Знаменская СОШ». При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы;
-одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание пользователей
не производится;
- не менее одного раза в месяц – методического дня.
V. Управление. Штаты
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом школы.
5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет
директор школы.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, учащимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором.
5.4. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом пе-

дагогического коллектива и входить в состав педагогического совета школы.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;
б) планово-отчетную документацию;
в) технологическую документацию.
5.6. Библиотекарь может осуществлять педагогическую деятельность, совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.
5.7.Трудовые отношения библиотекаря и школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотекаря
6.1. Библиотекарь имеет право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования библиотекой по согласованию с Советом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска в соответствии Трудовым Кодексом Российской
Федерации и другими законодательными и локальными нормативными актами;
ж) быть представленным к различным формам поощрения;
6.2. Библиотекарь обязан:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами школы, интересами,
потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей
и работой общеобразовательного учреждения;

з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию;
к) проводить сверку библиотечного фонда и поступающей литературы с Федеральным списком экстремистских материалов с целью запрета распространения
литературы экстремистского содержания.
VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
г) получать во временное пользование печатные издания и другие источники
информации;
д) продлевать срок пользования документами;
е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
ж) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
з) получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием;
и) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом библиотекаря. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ
(исключение: учащиеся 1—4 классов);
ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
7.3. Порядок пользования библиотекой:
а) запись в библиотеку учащихся производится по списочному составу класса,
педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, роди-

телей (законных представителей) учащихся — по паспорту;
б) перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из
фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 1 месяц;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 15 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
а)документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале;
7.5. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится
по графику, утвержденному директором, и в присутствии библиотекаря;
б) разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;
в) пользователь имеет право работать с нетрадиционным носителем информации после предварительного тестирования его работником библиотеки;
г) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к библиотекарю; запрещается обращение к ресурсам Интернета,
предполагающим оплату;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарногигиеническим требованиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».