166. Федеральная рабочая программа воспитания.
166.1. Пояснительная записка.
166.1.1. Федеральная
рабочая
программа
воспитания
для
образовательных организаций (далее – программа воспитания) служит
основой для разработки рабочей программы воспитания ООП ООО.
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности
образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с
рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и среднего профессионального образования.
166.1.2. Программа воспитания:
предназначена
для
планирования
и
организации
системной
воспитательной деятельности в образовательной организации;
разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления образовательной организацией, в том числе советов обучающихся,
советов родителей (законных представителей);
реализуется
в
единстве
урочной
и
внеурочной
деятельности,
осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает
приобщение
обучающихся
к
российским
традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на
основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
166.1.3. Программа воспитания
включает три раздела:
целевой,
содержательный, организационный.
166.1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания
её содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии
с
особенностями
организационно-правовой
формой,
образовательной
контингентом
организации:
обучающихся
и
их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся.
166.2. Целевой раздел.
166.2.1. Содержание воспитания обучающихся в образовательной
организации определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции
Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания
воспитания
обучающихся
включает
духовно-нравственные
ценности
культуры, традиционных религий народов России.
166.2.2. Воспитательная
деятельность
в
общеобразовательной
организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей
Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
166.2.3. Цель и задачи воспитания обучающихся.
166.2.3.1. Цель
воспитания
обучающихся
в
образовательной
организации:
развитие
личности,
создание
условий
для
самоопределения
и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства;
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
166.2.3.2. Задачи
воспитания
обучающихся
в
образовательной
организации:
усвоение
обучающимися
знаний
норм,
духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально
значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС ООО.
166.2.3.3. Личностные
результаты
освоения
обучающимися
образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие
мотивации
к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
сформированность
внутренней
позиции
личности
как
особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
166.2.3.4. Воспитательная деятельность в образовательной организации
планируется
и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и
взрослых,
следования
нравственному
примеру,
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
безопасной
166.2.4. Направления воспитания.
166.2.4.1. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный
опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского
воспитания,
способствующего
формированию
российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан
Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к
родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России;
историческое просвещение, формирование российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности.
духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры
народов
России,
традиционных
религий
народов
России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности,
доброты,
милосердия,
справедливости,
дружелюбия
и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
эстетического
воспитания,
способствующего
формированию
эстетической культуры на основе российских традиционных духовных
ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового
искусства.
физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях.
трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
экологического
воспитания,
способствующего
формированию
экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
ценности
научного
познания, ориентированного
на
воспитание
стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к
получению знаний, качественного образования с учётом личностных
интересов и общественных потребностей.
166.2.5. Целевые ориентиры результатов воспитания.
166.2.5.1. Требования
к
личностным
результатам
освоения
обучающимися ООП ООО установлены ФГОС ООО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС ООО.
166.2.5.2. Целевые
ориентиры
определены
в
соответствии
с
инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских
базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают
единство воспитания, воспитательного пространства.
166.2.5.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне
основного общего образования.
166.2.5.3.1. Гражданское воспитание:
знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания;
проявляющий
уважение
к
государственным
символам
России,
праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий
участие
в
жизни
класса,
общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
166.2.5.3.2. Патриотическое воспитание:
сознающий
свою
национальную,
этническую
принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности.
166.2.5.3.3. Духовно-нравственное воспитание:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий
поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
166.2.5.3.4. Эстетическое воспитание:
выражающий
понимание
ценности
отечественного
и
мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
166.2.5.3.5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
166.2.5.3.6. Трудовое воспитание:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
166.2.5.3.7. Экологическое воспитание:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
166.2.5.3.8. Ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий
навыки
наблюдений,
накопления
фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
166.3. Содержательный раздел.
166.3.1. Уклад образовательной организации.
166.3.1.1. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада
образовательной организации.
166.3.1.2. Уклад задаёт порядок жизни образовательной организации и
аккумулирует
ключевые
характеристики,
определяющие
особенности
воспитательного процесса. Уклад образовательной организации удерживает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик
общеобразовательной
организации
и
её
репутацию
в
окружающем
образовательном пространстве, социуме.
166.3.1.3. Ниже приведён перечень ряда основных и дополнительных
характеристик, значимых для описания уклада, особенностей условий
воспитания в образовательной организации.
166.3.1.4. Основные
характеристики
(целесообразно
учитывать
в
описании):
основные вехи истории образовательной организации, выдающиеся
события, деятели в её истории;
цель образовательной организации в самосознании её педагогического
коллектива;
наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в
образовательной
организации,
составляющие
основу
воспитательной
системы;
традиции
и
ритуалы,
символика,
особые
нормы
этикета
в
образовательной организации;
социальные
возможности
в
партнёры
образовательной
организации,
развитии,
совершенствовании
условий
их
роль,
воспитания,
воспитательной деятельности;
значимые
для
воспитания
проекты
и
программы,
в
которых
образовательная организация уже участвует или планирует участвовать
(федеральные, региональные, муниципальные, международные, сетевые и
другие), включённые в систему воспитательной деятельности;
реализуемые инновационные, перспективные воспитательные практики,
определяющие «уникальность» образовательной организации; результаты их
реализации, трансляции в системе образования;
наличие проблемных зон, дефицитов, препятствий достижению
эффективных результатов в воспитательной деятельности и решения этих
проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.
166.3.1.5. Дополнительные характеристики (могут учитываться в
описании):
особенности
образовательной
конфессиональная
местоположения
организации,
специфика
и
социокультурного
историко-культурная,
населения
местности,
окружения
этнокультурная,
включённость
в
историко-культурный контекст территории;
контингент обучающихся, их семей, его социально-культурные,
этнокультурные, конфессиональные и иные особенности, состав (стабильный
или нет), наличие и состав обучающихся с особыми образовательными
потребностями, обучающихся с ОВЗ, находящихся в трудной жизненной
ситуации и другое;
организационно-правовая форма образовательной организации, наличие
разных уровней общего образования, направленность образовательных
программ, в том числе наличие образовательных программ с углублённым
изучением учебных предметов;
режим деятельности образовательной организации, в том числе
характеристики по решению участников образовательных отношений (форма
обучающихся, организация питания и другое);
наличие вариативных учебных курсов, практик гражданской, духовнонравственной, социокультурной, экологической и другой воспитательной
направленности, в том числе включённых в учебные планы по решению
участников образовательных отношений, авторских курсов, программ
воспитательной
направленности,
самостоятельно
разработанных
и
реализуемых педагогическими работниками образовательной организации.
166.3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
166.3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в
этом разделе планируются, представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной
работы в учебном году в рамках определённого направления деятельности в
образовательной организации. Каждый из модулей обладает воспитательным
потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания
(урочная
деятельность,
родителями и другое).
внеурочная
деятельность,
взаимодействие
с
166.3.2.2. В
Программе
воспитания
представлены
описания
воспитательной работы в рамках основных (инвариантных) модулей, согласно
правовым условиям реализации
образовательных
программ (урочная
деятельность, внеурочная деятельность и другое). Раздел можно дополнить
описанием дополнительных (вариативных) модулей, если такая деятельность
реализуется
в
общеобразовательной
образование,
детские
общественные
организации
объединения,
(дополнительное
школьные
медиа,
школьный музей, добровольческая деятельность, школьные спортивные
клубы, школьные театры, наставничество), а также описанием иных модулей,
разработанных образовательной организацией.
166.3.2.3. Последовательность
ориентировочной, в
рабочей
описания
программе
модулей
воспитания
является
образовательной
организации их можно расположить в последовательности, соответствующей
значимости в воспитательной деятельности образовательной организации по
самооценке педагогического коллектива.
166.3.2.4. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
образовательной организации или запланированные):
максимальное
использование
содержания
учебных
предметов для
российских
традиционных
воспитательных
формирования
духовно-нравственных
и
возможностей
у
обучающихся
социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными
потребностями,
дающего
обучающимся
социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
166.3.2.5. Модуль «Внеурочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях
обеспечения
индивидуальных
потребностей
обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий (указываются
конкретные курсы, занятия, другие формы работы в рамках внеурочной
деятельности,
реализуемые
в
образовательной
организации
или
запланированные):
курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;
курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России, духовно-историческому краеведению;
курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности;
курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;
курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров;
курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;
курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.
166.3.2.6. Модуль «Классное руководство».
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь,
на решение задач воспитания и социализации обучающихся, может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
образовательной организации или запланированные):
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с
разными
потребностями,
способностями,
давать
возможности
для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
сплочение
коллектива
класса
через
игры
и
тренинги
на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
участие в выработке таких правил поведения в образовательной организации;
изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями (законными
представителями), учителями, а также (при необходимости) с педагогомпсихологом;
доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание
взаимоотношений
с
одноклассниками
или
педагогами,
успеваемость и другое), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их
родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса;
индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные
на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая
их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям (законными
представителями) и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий
в классе и общеобразовательной организации;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
166.3.2.7. Модуль «Основные школьные дела».
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел может
предусматривать
(указываются
конкретные
позиции,
имеющиеся
в
образовательной организации или запланированные):
общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,
литературные
и
другие)
мероприятия,
связанные
с
общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире;
торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом
на
следующий
уровень
образования,
символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;
церемонии
награждения
(по
итогам
учебного
периода,
года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
образовательной организации, своей местности;
социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые
и
реализуемые
обучающимися
и
педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно
с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного пункта;
разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивно-
оздоровительной и другой направленности;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы
и оборудование, за приглашение и встречу гостей и других), помощь
обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа
общешкольных дел;
наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями
с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и
другими взрослыми.
166.3.2.8. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
образовательной организации или запланированные):
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами образовательной организации;
внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в образовательной
организации учебным предметам, курсам, модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и другое), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные,
исторические,
экологические
и
другие
походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и другие, организуемые педагогическими
работниками,
в
том
числе
совместно
с
родителями
(законными
представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и другие;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
166.3.2.9. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды
может
предусматривать
совместную
деятельность
педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по её
созданию,
поддержанию,
(указываются
конкретные
использованию
позиции,
в
воспитательном
имеющиеся
в
процессе
образовательной
организации или запланированные):
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
организация
и
проведение
церемоний
поднятия
(спуска)
государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
народных,
религиозных
мест
почитания,
портретов
выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
организация и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного
содержания,
фотоотчёты
об
интересных
событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и другое;
разработка и популяризация символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и другое),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовка и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;
разработка, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников,
церемоний,
торжественных
линеек,
творческих
вечеров
(событийный дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и
других), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная
среда
строится
как
максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
166.3.2.10. Модуль
«Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)».
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными
(указываются
представителями)
конкретные
обучающихся
позиции,
может
имеющиеся
предусматривать
в
образовательной
организации или запланированные):
создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных
органов
родительского
сообщества
(родительского
комитета образовательной организации, классов), участвующих в обсуждении
и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского
сообщества
в
управляющем
совете
образовательной
организации;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские
собрания
по
вопросам
воспитания,
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
взаимоотношений
родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям (законным представителям), педагогам и обучающимся площадку
для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов
воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей (законным представителям), на которых родители (законным
представителям)
могут
получать
советы
по
вопросам
воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
родительские
организации
в
форумы
на
официальном
сайте
информационно-коммуникационной
образовательной
сети
«Интернет»,
интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей (законным представителям) вопросы, согласуется
совместная деятельность;
участие
родителей
(законным
представителям)
в
психолого-
педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными
документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной
организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их
законными представителями.
166.3.2.11. Модуль «Самоуправление».
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации может предусматривать (указываются
конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
организацию и деятельность органов ученического самоуправления
(совет обучающихся или других), избранных обучающимися;
представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
166.3.2.12. Модуль «Профилактика и безопасность».
Реализация
воспитательного
потенциала
профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в образовательной организации может предусматривать (указываются
конкретные позиции, имеющиеся в образовательной организации или
запланированные):
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды с
целью обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения
безопасности,
выделение
и
психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и другое);
проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и
других);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях;
по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,
альтернативной
девиантному
поведению,
–
познания
(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и другой);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и других);
профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной
психолого-педагогической
поддержки
и
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) и другие).
166.3.2.13. Модуль «Социальное партнёрство».
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
может предусматривать (указываются конкретные позиции, имеющиеся в
образовательной организации или запланированные):
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной
работы
(дни
открытых
дверей,
государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и другие);
участие
отдельных
представителей
уроков,
организаций-партнёров
внеурочных
занятий,
в
проведении
внешкольных
мероприятий
соответствующей тематической направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение
открытых
дискуссионных
площадок
(детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной
организации, муниципального образования, региона, страны;
реализация
социальных
проектов,
совместно
разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,
патриотической,
трудовой
и
другой
направленности,
ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
166.3.2.14. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной
организации
может
предусматривать
(указываются
конкретные позиции, имеющиеся в общеобразовательной организации или
запланированные):
проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
организацию на базе детского лагеря при образовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации,
где
обучающиеся
могут
познакомиться
с
профессиями,
получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной
профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей
(законных
представителей)
по
вопросам
склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
166.4. Организационный раздел.
166.4.1. Кадровое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения в образовательной
организации, в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней, по
разделению функционала, связанного с планированием, организацией,
обеспечением, реализацией воспитательной деятельности; по вопросам
повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания;
психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ
и других категорий; по привлечению специалистов других организаций
(образовательных, социальных, правоохранительных и других).
166.4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
В данном разделе могут быть представлены решения на уровне
образовательной
должностные
организации
инструкции
по
принятию,
педагогических
внесению
работников
изменений
по
в
вопросам
воспитательной деятельности, ведению договорных отношений, сетевой
форме
организации
образовательного
процесса,
сотрудничеству
с
социальными партнёрами, нормативному, методическому обеспечению
воспитательной деятельности.
Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые
вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.
166.4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.
166.4.3.1. Данный раздел наполняется конкретными материалами с
учётом наличия обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в
адаптированных основных образовательных программах для обучающихся
каждой нозологической группы.
166.4.3.2. В воспитательной работе с категориями обучающихся,
имеющих
особые
инвалидностью,
с
образовательные
ОВЗ,
из
потребности:
социально
уязвимых
обучающихся
групп
с
(например,
воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие),
одарённых, с отклоняющимся поведением, – создаются особые условия
(описываются эти условия).
166.4.3.3. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение
обучающихся,
психолого-педагогической
содействие
повышению
поддержки
уровня
их
семей
педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
166.4.3.4. При организации воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование
личности
ребёнка
с
особыми
образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и других
обучающихся с использованием вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный
подход
в
организации
всех
видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
166.4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся.
166.4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции
и
социальной
успешности
обучающихся
призвана
способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
166.4.4.2. Система
проявлений
активной
жизненной
позиции
поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
и
публичности,
открытости
поощрений
(информирование
всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
соответствия процедур награждения укладу общеобразовательной
организации,
качеству
воспитывающей
среды,
символике
общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать
межличностные
противоречия
между
обучающимися,
получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
166.4.4.3. Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их
состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
166.4.4.4. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при
её организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке
родителями
достижения обучающегося.
(законными
представителями),
фиксирующих
Портфолио может включать признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные
письма, фотографии призов, фото изделий, работ и другого, участвовавшего в
конкурсах). Кроме индивидуального портфолио возможно ведение портфолио
класса.
166.4.4.5. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся или названий (номеров) групп обучающихся, классов в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями.
166.4.4.6. Благотворительная
поддержка
обучающихся,
групп
обучающихся (классов) может заключаться в материальной поддержке
проведения в образовательной организации воспитательных мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность
предусматривает
публичную
презентацию
благотворителей и их деятельности.
166.4.4.7. Использование
рейтингов,
их
форма,
публичность,
привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнёров, их
статус,
акции,
деятельность
должны
соответствовать
укладу
общеобразовательной организации, целям, задачам, традициям воспитания,
согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание
деструктивного
воздействия
на
взаимоотношения
в
образовательной
организации.
166.4.5. Анализ
воспитательного
процесса
осуществляется
в
соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровне основного общего образования,
установленными ФГОС ООО.
Основным
образовательной
воспитательной
методом
анализа
организации
работы
с
целью
воспитательного
является
выявления
ежегодный
основных
процесса
в
самоанализ
проблем
и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних
экспертов, специалистов.
Планирование
анализа
воспитательного процесса
включается
в
календарный план воспитательной работы.
166.4.6. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада образовательной организации, содержание и
разнообразие
деятельности,
стиль
общения,
отношений
между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, подбора
видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат
как
организованного
социального
воспитания,
в
котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
166.4.7. Основные направления анализа воспитательного процесса
(предложенные направления можно уточнять, корректировать, исходя из
особенностей уклада, традиций, ресурсов образовательной организации,
контингента обучающихся и другого).
166.4.7.1. Результаты
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом (при наличии) с последующим
обсуждением
результатов
на
методическом
объединении
классных
руководителей или педагогическом совете.
166.4.7.1.2. Основным способом получения информации о результатах
воспитания,
социализации
и
саморазвития
обучающихся
является
педагогическое наблюдение.
166.4.7.1.3. Внимание педагогических работников сосредоточивается на
решение вопросов:
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;
проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
новые проблемы, трудности, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу.
166.4.7.2. Состояние
совместной
деятельности
обучающихся
и
взрослых.
166.4.7.2.1. Критерием, на основе которого осуществляется данный
анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
166.4.7.2.2. Анализ
проводится
заместителем
директора
по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом,
социальным
педагогом
(при
наличии),
классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, совета обучающихся.
166.4.7.2.3. Способами
получения
информации
о
состоянии
организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических
работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками,
представителями совета обучающихся.
166.4.7.2.4. Результаты
обсуждаются
на
заседании
методических
объединений классных руководителей или педагогическом совете.
166.4.7.2.5. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством проделанной работы:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации обучающихся;
и другие по дополнительным модулям.
166.4.7.2.6. Итогом
самоанализа
является
перечень
выявленных
проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому
коллективу.
166.4.7.2.7. Итоги
самоанализа
оформляются
в
виде
отчёта,
составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно
с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце
учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или
иным
коллегиальным
организации.
органом
управления
в
общеобразовательной